Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) – это крупнейшая государственная информационная система, которая содержит наиболее полные сведения о каждом гражданине с инвалидностью. Концепция создания, ведения и использования ФРИ утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 1506-р. В опытную эксплуатацию ФРИ запущен с 2017 года.
Оператором системы определен Пенсионный фонд России, поставщиками информации - министерства, ведомства и организации, оказывающие услуги инвалидам: на сегодня это Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, Пенсионный фонд РФ, Федеральная служба по труду и занятости, Фонд социального страхования РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ. Информация ими предоставляется в режиме реального времени, т.е. в момент оказания услуги.
Цели создания ФРИ - информирование инвалидов о мерах социальной поддержки, повышение качества государственных и муниципальных услуг, организация статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов для обеспечения органов власти актуальной аналитической информацией об инвалидах.
Информационная система позволит оказывать услуги по назначению выплат инвалидам в электронной форме - без запроса дополнительных документов и привязки к региону. Благодаря новой системе будут исключены межведомственные запросы. Также будет обеспечен надлежащий контроль за назначением федеральных и региональных выплат, предоставлением льгот в установленные законодательством сроки.
В настоящее время на сайте ФРИ www.sfri.ru и в мобильном приложении имеется статистическая информация и действует «Личный кабинет инвалида».
В разделе «Статистика. Аналитика. Открытые данные» на сайте ФРИ представлена численность инвалидов по полу, группам инвалидности, возрасту. Имеется возможность выбора региона, года, месяца. В мобильном приложении также есть данные и о занятости инвалидов в РФ, федеральных округах, регионах. Пользоваться статистикой могут СМИ, общественные организации, граждане.
В «Личном кабинете инвалида» на сайте ФРИ www.sfri.ru и в мобильном приложении гражданин уже сейчас может получить услуги различных ведомств, а также информацию о назначенных выплатах, исполнении индивидуальной программы реабилитации или абилитации, найти ответы на вопросы, оставить отзыв о качестве обслуживания. Для входа в «Личный кабинет» необходимо зарегистрироваться на Едином портале госуслуг и один раз подтвердить учетную запись в Пенсионном фонде или МФЦ.
В 2018 - 2019 годах планируется расширить перечень и состав сведений ФРИ, а также круг поставщиков информации. Будет обеспечена интеграция ФРИ с Единой государственной информационной системой социального обеспечения (ЕГИССО), оператором которой также является Пенсионный фонд России.